103 года со дня рождения С.Рихтера

Сегодня мы празднуем знаменательную дату – 103 года со дня рождения величайшего пианиста С. Рихтера, имя которого является олицетворением музыкальной культуры 20 века, а талант по достоинству оценен как на родине, так и за рубежом. В своей особенной пианистической манере он сочетает традиции русской фортепианной школы и новаторские идеи композиторов современников. 

Мы восхищаемся его божественной одаренностью: глобальностью мышления, техническим совершенством и яркой индивидуальностью. Его фортепианный репертуар необычайно богат и включает все разнообразие от Баха до Шостаковича. Но что мы знаем о том, каким был этот непоколебимый гений за ширмой большой сцены?

Многие деятели культуры и искусства, знавшие его лично, оставили воспоминания о нем как о человеке поразительной работоспособности

«Я не перестаю повторять, что талант – это страсть. И Святослав Рихтер – блестящее подтверждение этих слов. В работе над музыкальным произведениями Рихтер действует методом, который я назвал бы «авральным». Он не откладывает трудные куски, а играет их, пока полностью не овладеет. Помнится, Рихтер впервые играл мне Девятую сонату Прокофьева, которую композитор посвятил ему. Одно место там мне казалось особенно сложным.

- Как превосходно оно у вас получается! - заметил я Рихтеру.

- А вы знаете, - обрадовался он, - я просидел над ним несколько часов.» (Г.Г. Нейгауз «Выдающийся пианист современности»)

С. Рихтер
С.Рихтер
С. Рихтер
С.Рихтер

Из воспоминаний о его «неповторимой способности проникать в самые глубокие тайны музыки» и жажде совершенства:

«Близкие Рихтера передают, что он почти никогда не бывает полностью удовлетворен сделанным. Всегда ощущает какую-то дистанцию между тем, чего он реально добивается на эстраде, и тем, чего хотел бы добиться. Когда после некоторых концертов ему говорят — от чистого сердца и с полной профессиональной ответственностью, — что им достигнут едва ли не предел возможного в музыкальном исполнительстве, он отвечает — столь же чистосердечно и ответственно: нет, нет, я один знаю, как это должно быть...»

С.Рихтер
С.Рихтер
С. Рихтер

Рихтер был потрясающе удивительным не только за роялем, но и прогуливающимся по осеннему парку, прыгающим через лужи, обсуждающим творения Т. Манна. 


С.Рихтер


«Более двадцати лет близко знаю я Святослава Рихтера. На моих глазах из безвестного студента он превратился в пианиста с мировым именем. Но в жизни он остался таким же, каким мы все его знали. Удивительна его непритязательность, его скромность. Никому он не рассказывает о своих успехах, не хвалится рецензиями. Даже привычки у него сохранились прежние, студенческие. По-прежнему любит пешеходные и лыжные прогулки, исхаживая иногда по нескольку десятков километров в окрестностях Москвы. Он честен и принципиален в отношениях с людьми, верен в дружбе, глубоко и безраздельно верен своему искусству ( Г.Г. Нейгауз «Портрет Рихтера»)

Рихтер в кругу друзей

Из воспоминаний Ю. Борисова: 

«У меня в руках – трехлитровая банка с загустевшим луковым супом. Я обещал Рихтеру, что он будет его дегустировать. Сегодня утром его сварила моя мама, снабдила гренками и тертым пармезаном. Со своей стороны, Рихтер обещал поставить французское вино.

Я стоял со своей ношей перед Его домом и впитывал Брамса. На крыльце появилась Нина Львовна и приветливо сообщила: «Еще четыре минуты!» 

Ровно через четыре минуты появился Он. В синем кимоно. 

– Как доехали? Здрасьте! Привезли то, что обещали? Говорят, вечером будет дегустация. Это вы сами готовили? Я луковый суп много где пробовал, но знаете, где он самый невкусный? Как раз в Париже… Сейчас я вам покажу комнату, где вы можете располагаться. И ваши черные носки отдам. Они очень меня выручили. Я ведь все забывал: и бабочку, и ноты, и целый чемодан, но чтобы носки…я всегде куда-нибудь опаздываю, вот и в Клин тогда тоже.

Мы вошли в дом. Возможно, он напоминал дом Дмитрия Петровича Силина, героя из любимого чеховского рассказа Рихтера. Возможно и нет. Я знал этот рассказ, и знал, что его любит Рихтер. Первое впечатление было, что дом несколько старомодный и… темный. К тому времени, банка с луковым супом уже стояла в холодильнике. Пройдя первую комнату с большим абажуром, по-видимому, столовую, - очутились в темном коридорчике с веселым японским фонариком. Откуда начали подъем по узкой лестнице на второй этаж.

– Здесь ваша келья. Можете отдыхать. Между прочим, я ее больше люблю, чем свою, потому что здесь нет рояля! (напевает басом: «И в келии святой душою отдыхали»…) Откуда это? Это же Пимен в Чудовом монастыре! Нет, отдыхать я вам не дам. Пойдете на прогулку! Нарисую маршрут – он рассчитан ровно на четыре часа. У вас быстрый шаг? Значит, часа на три с половиной. И раньше не возвращайтесь! Мне надо кое-что поучить. Только Брамс мог такое написать – так неудобно.»

С.Рихтер

Святослав Рихтер – истинный творец. Его постоянным занятием было создание превеликого множества художественных образов посредством звука, но и посредством кисти он тоже создавал образы. Сегодня его работы хранятся в коллекции Пушкинского музея. Некоторые даже предполагают, что если бы он посвятил свою жизнь живописи, то достиг бы в ней той же высоты, какую он достиг в области пианизма. Художник и друг музыканта А.И. Трояновская говорила: «Рисовал он исключительно по впечатлению и по памяти: у него были какие-то словно выработанные понятия о пространстве, об удалении, о перспективе, а чувство тона и цвета было просто исключительным. Но самое удивительное в нем — это инстинкт движения. Это, вероятно, как раз и должно быть свойственно музыканту... Память у него была феноменальная. И воображение тоже. Совершенно ясно, что без невероятного воображения он не смог бы представить себе мысль композитора, над вещью которого он работает».

Работа кисти С. Рихтера
Работа кисти С. Рихтера
Работа кисти С. Рихтера
Работа кисти С. Рихтера

Игра Рихтера - это игра страсти, откровения и жгучий темперамент, сплетенный с безграничным по своим познаниям разумом! Он вошел в историю не только русской, но и мировой музыкальной культуры! Его имя - олицетворение чистого и самозабвенного служения искусству, великой классике! Он посвятил себя этому делу и до самой смерти не расставался со своим роялем и великими творениями прошлого… На пюпитре, спустя 21 год стоит 10 ор. знаменитых этюдов Ф.Шопена, которые он разучивал в последние дни своей жизни...

С.Рихтер
С.Рихтер



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic